Мы приехали к студентам в Кембридж. Собрались хорошие молодые ребята, горячо расспрашивали о Советском Союзе, о наших университетах, театрах, о нашей жизни, о Москве. Повели нас по улицам старинного городка. Стали показывать очень красивые здания колледжей, немного похожие на монастыри или замки.
Сумма колледжей и составляет Кембриджский университет. Первое, что я подумал: «Значит, колледж — это что-то вроде факультета?» Мне разъяснили: «Нет, в каждом колледже несколько факультетов». — «Ага! В таком случае, вероятно, в одном колледже химический и биологический факультеты, а в другом — исторический и литературный». — «Нет, — ответили мне, — ив одном и в другом колледже могут быть химические факультеты, так же как в двух других могут быть литературные или географические». — «А по каким же признакам подобраны факультеты колледжа и чем отличается один колледж от другого?» На этот вопрос ответа нет! Единственным признаком, единственной причиной, определившей сумму факультетов каждого данного колледжа, является традиция. Да и объединение колледжей в единое понятие «Кембриджского университета»— это чисто механическое объединение. Органической связи, кроме некоторых общих лекций, между колледжами нет.
Колледжи — это исторически сложившиеся бывшие сословные, закрытые учебные заведения, всеми силами стремящиеся сохранить свои традиции. Студенты, как правило, обязаны и жить в колледже.
В привилегированных, аристократических колледжах у каждого студента бывает и две и три комнаты, очень дорого стоящие.
Обычно колледж — это несколько зданий, расположенных в виде каре, с зеленой лужайкой посередине. Традиция разрешает ходить по траве лужайки только профессорам и старостам курсов. Рядовые же студенты должны обходить лужайку по тротуару.
Входит в ворота компания веселых
молодых людей с книжками в руках. Двое идут по траве, направляясь к двери противоположного здания. Остальные сворачивают направо и шагают по асфальту тротуара. Сопровождавший нас студент сказал, смеясь: «Кроме профессоров и старост, на лужайке имеют право по ночам танцевать феи».
В сумерках мы вышли в чудесный студенческий парк. По узенькой речке плыла лодка и, конечно, лебеди. Наш гид вдруг заволновался. «Простите, — сказал он, — я должен на минуту сбегать к себе... Надо надеть шапочку и накидку — без них мы, студенты, не имеем права появляться на улице после захода солнца». Скоро он вернулся в средневековой черной накидке-мантии и смешной черной шапочке. Парк и улицы Кембриджа стали наполняться молодыми людьми в одеждах странных и неудобных.
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, необходимо